Личный кабинет | Карта сайта | Контакты
Математика
Информатика
Физика
Биология
Химия
Астрономия
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ



Всероссийский конкурс

научно-технологических проектов

«Большие вызовы» 2020  


Этапы и сроки проведения регионального этапа конкурса
в Республике Адыгея в 2019-2020 учебном году

В региональном этапе конкурса принимают участие обучающиеся 7-11 классов образовательных организаций общего и дополнительного образования Республики Адыгея.

Положение о проведении регионального трека Всероссийского конкурса научно-технологических проектов "Большие вызовы" в 2019-20 учебном году 

20 января – 20 февраля – заочный этап: 

  • 15 февраля - последний день подачи заявок на конкурс; 
  • 16 – 20 февраля - проверка работ членами экспертных комиссий.

Для участия в конкурсе необходимо подать заявку на индивидуальное или командное (проектные команды от 2 до 5 человек) участие на сайте https://konkurs.sochisirius.ru/ .

20 февраля – подведение итогов заочного этапа конкурса и формирование списка проектов, допущенных к очному региональному этапу;

2-6 марта – проведение очного регионального этапа конкурса в Республике Адыгея.

Перечень материалов для участия в Конкурсе

Подробную информацию о проведении регионального этапа конкурса можно получить 
по тел.: 8 (8772) 52-72-50.

Что является проектной работой в рамках конкурса?

Проектная деятельность – особый способ работы, в котором участники проходят полный жизненный цикл проекта в специальной учебной форме. Школьный проект опирается на те же понятия, мерки и стандарты, которые существуют в настоящем проектировании и исследовании.

Проектная деятельность призвана решить актуальную проблему, поэтому проект начинается с анализа ситуации, фиксации проблемы и выявления передовых методов и технологий решения.

В ходе работы над проектом можно выделить следующие обязательные этапы:

1. Постановка и анализ проблемы;

2. Формулирование целей, гипотез и задач;

3. Выбор методов, планирование работы;

4. Работа над проектом;

5. Подготовка к защите, постановление результатов;

6. Подведение итогов, планирование дальнейшей работы.

Помимо наличия этих этапов, проектная работа должна отвечать следующим характеристикам:

1. Участник достигает востребованного результата, его работа важна и актуальна и разворачивается в области, связанной с передовыми исследованиями и разработками.

2. Участник понимает, как и кем будет использоваться полученный им результат. Однако это не означает, что школьники всегда должны выполнять проекты на уровне взрослых профессионалов. Завышая планку, руководители проектов порой ставят школьников в зависимую позицию исполнителя, не дающую опыт целостного освоения культуры организации и проектирования своей работы.

3. Речь идет о научной или технологической новизне. Лабораторная работа или конструирование по известному алгоритму не являются полноценными проектами. Инновационные решения, в свою очередь, требуют высокого уровня освоения участниками фундаментальной предметной базы.

4. Участник получает опыт работы с проблемной областью, постановки целей и задач, опыт получения нового решения, опыт организации деятельности.

                                             


Направления проектов и эксперты 

1. «Агропромышленные технологии» 

Сельское хозяйство – это ключевая отрасль мировой экономики, которая обеспечивает население едой. Россия богата землями, а это значит, что мы легко можем обеспечить себя продовольствием. Однако и проблем в сельском хозяйстве достаточно. С помощью новейших технологий исследователи находят ответы на множество насущных вопросов: Как вдохнуть жизнь в отработавшие и уставшие почвы? Как повысить урожайность любых ценных культур, а в самих культурах – содержание полезных и питательных веществ? Как защитить растения от болезней, вредителей, засухи и наводнений? Как сберечь урожай во время долгого зимнего хранения? Как выращивать продукцию на городских фермах? 

Мамсиров Нурбий Ильясович. Руководитель экспертного совета по направлению, заведующий кафедрой технологии производства сельскохозяйственной продукции ФГБОУ ВО «Майкопского государственного технологического университета», доктор сельскохозяйственных наук, доцент ВАК.  


2. «Биотехнологии» 

Продукция сельского хозяйства, прошедшая длинный путь промышленной обработки, попадает к нам на стол. Качество этой пищи – ключевой вопрос продовольственной безопасности. Поэтому необходимы простые диагностические системы и тесты, которые позволят быстро оценить качество продуктов питания. И это еще одно огромное поле для исследований и творчества. Например, участники конкурса могут исследовать параметры роста растений (скорость прохождения стадий, прирост массы, увеличение размера) и факторы, влияющие на него, а после предложить и в эксперименте опробовать условия, при которых томаты и огурцы максимально быстро растут и плодоносят дома, в помещении. 

Хатко Зурет Нурбиевна. Руководитель экспертного совета по направлению, заведующая кафедрой пищевых продуктов и организации питания ФГБОУ ВО «Майкопского государственного технологического университета», доктор технических наук, доцент.  


3. «Беспилотный транспорт» 

У беспилотных летательных аппаратов – большое будущее, поскольку их ждет работа в области связи, транспорта, сельского хозяйства, картографии и мониторинга разного рода. Эти несложные устройства могут сильно облегчить человеческий труд. А для России с ее огромными территориями и местами неразвитой инфраструктурой они и вовсе станут палочкой-выручалочкой. Один из примеров проекта, который школьники могут создать в рамках конкурса, – разработка системы отслеживания беспилотных аппаратов в реальном времени. Такая система будет включать в себя передатчик, устанавливаемый на коптер, приемную станцию, программное обеспечение с картой, на которой отображается путь, проделанный беспилотным аппаратом. Польза от такой разработки очевидна: беспилотные устройства подлежат обязательной сертификации, а значит, необходима система автоматизированного учета существующих аппаратов. Мы должны видеть их в любой момент времени. Так почему бы не создать такую систему? 


4. «Умный город» 

Развитие информационных технологий и электроники позволило оснастить городскую и производственную инфраструктуру большим количеством датчиков для сбора данных и прогнозирования нагрузок на системы обслуживания. Это сделало возможным оптимизировать потоки городского транспорта, системы электро- и водоснабжения, электронику, просчитывать поминутную аренду автомобилей (каршеринг) и велосипедов, осуществлять мониторинг качества производимых продуктов и материалов. Такого рода системы внедряются на крупных заводах, где недорогие датчики совместно с системами анализа данных позволяют улучшать эффективность производства, а также выходят на рынок частных домохозяйств, где позволяют гибко управлять освещением, энергопотреблением и иными бытовыми процессами. В рамках конкурса школьники могут создать систему управления умным домом, которая при помощи сервоприводов открывает и закрывает окна в зависимости от температуры воздуха в квартире и на улице, содержания углекислого газа и кислорода в доме.  

Алиев Марат Вячеславович. Руководитель экспертного совета по направлению, заведующий кафедрой прикладной математики, информационных технологий и информационной безопасности ФГБОУ ВО «Адыгейского государственного университета», кандидат физико-математических наук, доцент.  


5. «Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и кибербезопасность»

Мы вступили в эпоху больших данных (BigData). Камеры видеонаблюдения, информация о перелетах и переездах людей, истории болезней, транзакции, сотовая связь, покупки в магазинах – все это и многое другое формирует базы данных, которые постоянно пополняются и стремительно разрастаются. Все эти данные – большая ценность, ресурс для анализа и прогнозов, пища для алгоритмов машинного обучения. Сегодня без них уже невозможно построить систему с по-настоящему высокой точностью. Один из примеров системы, которую можно сделать в рамках конкурса, – создать алгоритм, рекомендующий фильмы, музыку и литературу конкретному пользователю, на основе оценок, которые поставили другие пользователи этого сервиса. Алгоритм сравнивает их и делает предсказание, какую оценку фильму поставил бы этот пользователь, если бы его посмотрел. Алгоритм может использовать информацию с популярных сайтов, таких как Кинопоиск, IMDB, litres или Википедия. 

Райгородский Андрей Михайлович. Руководитель экспертного совета по направлению, заведующий кафедры дискретной математики, заведующий лабораторией продвинутой комбинаторики и сетевых приложений, директор физтех-школы прикладной математики и информатики МФТИ, доктор физико-математических наук, федеральный профессор математики.  


6. «Генетика, персонализированная и прогностическая медицина» 

Каждый из нас уникален. Эту уникальность в человека закладывает в том числе его геном, который во многом определяет предрасположенность к тем или иным болезням, образу жизни и питания, возможным физическим нагрузкам. Вот почему усредненное лечение часто не дает желаемого результата – мы слишком индивидуальны и каждому требуется персональный подход. По мнению специалистов, будущее медицины в персонализации, когда каждому пациенту будет предложено наиболее подходящее лекарство в оптимальной для него дозе, а в перспективе создают индивидуальный препарат, редактируют геном, выращивают новые не отторгаемые органы из клеток пациента на замену вышедшим из строя.  

Тугуз Аминет Рамазановна. Руководитель экспертного совета по направлению, заведующая иммуногенной лабораторией исследовательского института комплексных проблем ФГБОУ ВО «Адыгейского государственного университета», доктор биологических наук, профессор. 


Задачи, решаемые в рамках образовательной программы:  

  • развитие интеллектуально-творческих способностей обучающихся, их интереса к научно-исследовательской деятельности и техническому творчеству; 
  • совершенствование навыков проектной и исследовательской работы обучающихся; 
  • стимулирование у учащихся интереса к естественным наукам, технике и технологиям; 
  • популяризация и пропаганда научных знаний; выявление одаренных детей в области проектной и исследовательской деятельности; 
  • распространение модели организации обучения в форме командных проектов научно-прикладного характера; 
  • вовлечение экспертов различных областей в работу с обучающимися, формирование сети экспертов по направлениям конкурса;
  • решение актуальных для региона научно-исследовательских, инженерно-конструкторских и инновационных задач.


   Архив

Большие вызовы 2018-2019